Текст: Ирина Бондаренко
Фото: Shutterstock
Выше облаков
Со времен братьев Монгольфье прошло более 200 лет, а суть разработанной ими технологии не изменилась. Зато изменился подход. Сегодня воздухоплаванье существует во многом благодаря рекламным площадям на воздушных шарах.
Первые шаги в небо
Известно, что первым человеком, сумевшем осуществить принципы воздухоплаванье на практике, был португальский священник Бартеломео Лоренцо де Гузмао. В 1709 году он продемонстрировал модель воздухоплавательного аппарата, которому удалось оторваться от земли на 4 метра за счет действия нагретого воздуха в оболочке.
Спустя 70-лет во Франции братья Жан-Этьенн и Жозеф-Мишель Монгольфье, ознакомившись с экспериментами Бартоломео Лоренцо, приступили к разработке собственного воздушного шара, который назвали аэростатической машиной. Первым провел опыты Жозеф, и когда наполненная дымом матерчатая коробка поднялась в воздух, он с ликованием сообщил об этом младшему брату. Вскоре они соорудили небольшой шар диаметром 3,5 метра и продемонстрировали его полет в кругу знакомых. Шар, поднявшись на высоту 300 метров, продержался в воздухе около 10 минут, пролетев при этом чуть более километра. Невероятный успех заставил братьев приступить к разработке большего шара, и в июне 1783 года Монгольфье запустили свою аэростатическую машину на базарной площади города Анноне в присутствии большого числа зрителей. Полет воздушного шара диаметром 10 м, пролетевшего за 10 минут более 2 километров, был засвидетельствован в специальном протоколе и скреплен подписями должностных лиц.
ЭВРИКА!
Именно этим возгласом, по преданию, сопроводил Архимед свое гениальное открытие -гидростатический закон. Действие этого закона, применяемого к воздушной среде, обуславливает принцип полета воздушного шара. Горячий воздух, обладая меньшей плотностью, чем холодный,
поднимается вверх, увлекая за собой оболочку аэростата и привязную к ней корзину. Воздух нагревают за счет сжигания газа (пропана и бутана) в горелке, подвешенной между корзиной и непосредственно шаром. Газ подается из баллонов, закрепленных по углам корзины. Регулируя с помощью горелки температуру нагреваемого воздуха, можно изменять высоту полета. Парашютный клапан, расположенный в верхней части оболочки, выпускает теплый воздух.
Приподнимает и опускает клапан пилот воздушного шара, управляя его положением из корзины с помощью специального флага. Таково нехитрое устройство аэростата, не претерпевшее особых изменений со временем братьев Монгольфье…
Или розьер?
Один из первых воздухоплавателей Пилатр де Розье занялся собственными разработками. Он предложил изменить конструкцию монгольфьера так, чтобы аппарат был способен поднять в воздух двенадцать человек. Первый в истории многоместный аэростат пролетал 15 минут с семью людьми на борту. Вскоре после этого Пилатр де Розье ставит новый рекорд, поднявшись на воздушном шаре на высоту 4000м. Следующей целью стал перелет через Ла-Манш. Для осуществления своей мечты Розье построил аэростат, объединяющий в себе сферический шарльер и цилиндрический монгольфьер. На этом комбинированном летальном аппарате (розьере) 15 июня 1758 года он с напарником отправился к проливу. Но вспыхнувший пожар стал причиной гибели обоих пилотов.
Монгольфьер или шарльер?
Шумный успех братьев Монгольфье подтолкнул молодого профессора Жака Шарля к демонстрации собственного летального аппарата. Он считал, что использование водорода выгоднее, чем «дымного воздуха» и, преодолев технические трудности, связанные с применением летучего газа, запустил свой шар на Марсовом поле в Париже в августе 1783 года. Аэростат взмыл в воздух и вскоре исчез в вышине. С тех пор воздушные шары, принцип действия которых основывается на подъемной силе летучих газов, называют по имени изобретателя «шарльерами», в отличие от аэростатов, поднимаемых нагретым воздухом – «монгольфьеров».
И все же первых пассажиров в истории воздухоплавания запустили неугомонные братья Монгольфье. Во время демонстрации своего детища в присутствии королевского двора они прицепили к шару клетку, в которую посадили барана, утку и петуха. Пролетев 4 километра, аэростат благополучно опустился на землю.
Уже в ноябре 1783 года был совершен первый полет людей на монгольфьере. Пионерами стали физик Пилатар де Розье и поклонник воздухоплавания маркиз д’Арланд.
Но профессор Шарль не мог смириться с тем, что вся честь достается Монгольфье. Усовершенствовав летальный аппарат отдушиной для выхода воздуха, он с напарником отправился в 40-километровое путешествие, благополучно приземлившись возле небольшой деревни. Высадив спутника, Шарль в одиночку поднялся на высоту 2750 м и, пробыв над облаками около получаса, спустился, завершив первый в истории полет на аэростате с оболочкой, наполненной водородом.
В дальнейшем монгольфьеры уступили место шарльерам, так как необходимость брать большое количество топлива и опасность возникновения пожара сдерживала многих пилотов. Однако появление новых огнестойких материалов и газовых грелок возродило интерес к тепловым аэростатам.
Как раз на новых типах монгольфьеров и проводятся современные соревнования и воздушные праздники-фиесты. Среди самых популярных – фестивали в Лорангии (Франция) и Швейцарии. Последний недавно проводился в 30-й раз. Чтобы отметить юбилей, в небо взлетели огромные торты со свечами.
Украинская фиеста
Как же развивается воздухоплаванье в Украине? У многих складывается впечатление, что пределом инженерной мысли является рекламный красный шар «Ботик», одиноко парящий над Днепром. На самом деле он – один из коммерческих ходов, который могут предложить воздухоплаванье общества рекламодателям.
А деньги этим обществам еще как нужны, ведь в Украине также проходят ежегодные воздухоплавательные фестивали. Наиболее важным из них считается «Воздушное братство». Это мероприятие проводится в несколько этапов в Каменеце-Подольском, Феодосии и Киеве.
В каждом из этих городов разыгрываются соответствующие кубки, а по общему результату – Кубок Украины (на чемпионате Украины в Феодосии). Задачей пилотов является не только красиво «проплыть» в воздухе, но и выполнить спортивные упражнения. Виды заданий бывают разными: на дальность и продолжительность полета, на высоту подъема, на достижение конкретной точки или обозначенной зоны. Сложность заключается в том, что аэростат управляется только по вертикали.
Киевское воздухоплавательное общество, по словам его руководителя Алексея Пархоменко, принимает непосредственное участие в каждом украинском фестивали, а в некоторых выступает организатором. Как и у любых спортсменов, у сотрудников общества были удачи и провалы в спортивной карьере, но на сегодняшний день они занимают лидирующие позиции в рейтинге украинских пилотов. Участники общества входят в состав сборной Украины и предоставляют нашу страну на международных соревнованиях в рамках чемпионата мира, Европы и др.
Во многом развитие отечественного воздухоплавания зависит от интереса со стороны спонсоров к этому виду спорта, поскольку приобрести воздушный шар за свои деньги может не каждый. Стоимость украинского аэростата колеблется от $30 до $35 тыс., но поскольку его можно использовать в рекламных целях, то взаимоотношения со спонсором складываются взаимовыгодно.
На данный момент в нашей стране можно пользоваться воздушными шарами только украинского и английского производства. Дело в том, что любая техника должна быть сертифицирована на территории Украины, а ввиду нынешнего невысокого спроса на аэростаты нет необходимости заниматься разработкой сертификации для каждого вида. Да и стоит импортный воздушный шар почти в два раза дороже. Кроме того, как известно, «наши шины для наших дорог»-отечественные газовые горелки лучше перерабатывают наш газ, чем иностранные.
И хотя за последние два-три года летный парк пополнился несколькими английскими аэростатами, почти все пилоты Киевского воздухоплавательного общества летают на украинских шарах, на них же получают заслуженные награды.
С каждым годом увеличивается количество аэростатов и пилотов, а это показатель роста интереса к воздухоплаванью, что подтверждает и внушительный список фестивалей, ожидаемых в этом году. С ним можно ознакомиться на сайте общества (http://kievballons.com.ua/ru/events/).
Полетать на воздушном шаре может каждый! Единственное трудновыполнимое условие-необходимость – рано проснутся, поскольку лучшим временем полетов считаются предрассветные безветренные часы. В теплое время года можно полетать и вечером. В отличия от первых пассажиров, волноваться за сохранность жизни не приходится. Правда, стоит это удовольствие недешево. Цена за час полета колеблется от 420 до 1000 грн. За человека. В корзине может находиться до 5 человек, включая пилота. А домашних животных, начиная с XVIII столетия, советуют оставлять на земле.